Технология изготовления накладных проступей (ступеней)

Лестница – особый элемент дома, магазина или офиса, который одновременно выступает, как художественная, так и конструктивная деталь строения, оригинально сочетающая интересные дизайнерские и технические решения.

Ввиду значительного механического воздействия к элементам лестниц предъявляются  высокие эксплуатационные требования в части их износостойкости, надежности, безопасности. Лестницам, обустроенным на улице, уделяется особое внимание в области показателей морозостойкости. Во многих случаях не последнюю роль играют и эстетические характеристики лестницы. Оригинальная расцветка и рельефный рисунок ступеней привлекают особое внимание.

Ступени могут быть выполнены из различных материалов – металла, дерева, бетона, натурального камня, керамической плитки. Из всех приведенных выше материалов именно бетон обладает оптимальным соотношением цены и эксплуатационных показателей.

Изготовления проступей: ингредиенты и оборудование

Производство ступеней (накладных проступей) для лестниц ведется с использованием сырья, такого как вода, пластификатор «ЛОБАС-Т17» (или иные аналоги), речной песок, гранитная крошка(щебень), цемент CEM I 42,5Н (по старому М500Д0). Цветные ступени можно получить, применяя специальные железооксидные пигменты.

Цемент CEM 42,5 R (ПЦ500 - д0) Минеральный наполнитель (песок и гранитный отсев)   Пластификатор «ЛОБАС-Т17»

Армирование ступеней выполняется посредством сварной сетки, выполненной из арматуры диаметром 4 - 6 мм, а также фиброволокна ВСМ-Бетон – материала, обеспечивающего увеличение эксплуатационных характеристик.

Кладочная сетка Фиброволокно BCM

Для изготовления проступей применяются специальные формы из АБС-пластика, а также бетоносмеситель и вибростол. В качестве вспомогательного оборудования выступают ведра, шпатель, лопата, электронные весы (для цветных замесов).

Получение бетонной смеси

Производство смеси осуществляется в следующем порядке. На одну часть цемента берется две-три части минерального наполнителя (смеси речного песка и гранитной крошки в одинаковой пропорции). На каждые 10 кг цемента приходится около ста грамм фиброволокна и двух литров воды. Жидкой составляющей может быть меньше при условии, что гранитная крошка и песок достаточно влажные.

Предварительно пластификатор должен быть разведен в воде: 100 г пластификатора «ЛОБАС-Т17» (или иные аналоги) на 20 кг цемента.

Смесь, состоящая из фиброволокна, цемента, минерального наполнителя, цветного пигмента (при необходимости) закладывается в бетоносмеситель и тщательно перемешивается в течение двух-трех минут. Затем добавляется пластификатор и вода. Все смешивается до получения полной однородности.

Бетоносмеситель с цементом и железнооксидной краской Бетоносмеситель с песком и гранитным отсевом Добавление воды и пластификатора в бетоносмеситель

 Заливка бетонной смеси в формы.

На включенный вибростол размещается пластиковая форма накладной проступи. В середину формы выкладывается небольшая порция бетонного раствора. Каждая последующая порция размещается на краю образовавшегося пятна бетонной смеси. Далее форма заполняется до самых ее краев по мере постепенного и равномерного растекания смеси.

После заполнения формы раствором осуществляется его армирование с использованием сварной кладочной сетки, которая обрезана в соответствие с габаритами накладной проступи. Сетка углубляется в бетонном растворе на 10 мм от поверхности. Однако, арматура не должна залечь на дно формы. Для этого сразу после затопления сетки в растворе вибростол выключается.

Заполнение формы проступи бетонным раствором Заполняем форму проступи бетонным раствором до самого верха  В бетонный раствор ступени топиться кладочная сетка 

Затем форма с бетонной смесью перемещается на сушильный стеллаж (из листов ДСП, железных профилей) и покрывается полиэтиленовой пленкой.  Причем, переноска формы осуществляется аккуратно для исключения возможности ее перегибов или падения.

Укладка проступи на стеллаж для сушки

Набор распалубной прочности и расформовка ступеней

В стеллаже накладные проступи набирают распалубную прочность 12-18ч. В течение первых 12 часов они набирают около 30% прочности. Через 6 суток прочность проступей увеличится почти втрое.

После набора прочности бетонные ступени изымают из форм. Это проще и лучше осуществить, когда проступи в горячем состоянии. Однако, суть процесса остается той же вне зависимости от температуры изделия.

Расформовка выполняется при небольшом отгибе краев формы, то есть при освобождении торцов готовых проступей. При этом их углы остаются нетронутыми. Форма переворачивается двумя рабочими очень аккуратно, так как горячая проступь может внезапно выпасть. В случае, когда проступь сама не выпадает из формы, последняя быстро поднимается на 15-20 мм в высоту за один угол. Второй угол при этом одновременно опускается. Поднятие формы выше 20-30 мм не допускается. Ввиду недостаточной прочности проступи возможно образование трещины. Но чаще от проступи откалывается уголок. Для дальнейшего добора прочности изделие размещают на склад.

Освобождение торцов  готовой проступи небольшим отгибанием краёв формы Освобождение проступи от формы

Хранение на складе

Хранение осуществляется в сухом и теплом помещении. Допускается их хранение на улице при температуре выше +100С под пленкой.

При размещении на складе проступи ставят на меньшую сторону к стене в вертикальном положении, лицевая сторона к лицевой, а тыльная к тыльной. Рядом размещаются следующие расформованые проступи. Это позволяет сэкономить место и облегчить их отгрузку заказчику. Для механизированной погрузки, проступи размещают на палетах длинной тыльной стороной вниз на ребро и стягивают лентой полипропиленовая, прокладывая лицевую сторону ступени изолоном (вспениный полиэтилен).

Хранение проступей в вертикальном положении Хранение на улице накладных проступей (ступений)

Отгрузка накладных проступей и ступений

Погрузка бетонных проступей в кузов осуществляется двумя способами, в транспортной таре (паллет) и без ней. В транспортной таре ступени равномено размещаются в кузове, для исключения самопроизвольного движения паллетов со ступенями в кузове рекомендуется зафиксировать палеты. Без транспортной тары ступени вручную укладывают от порта к борту, длинной тыльной стороной вниз и стягивают полипропеленовой лентой. Лицевая часть к лицевой, прокладывается изолоном, а тыльная к тыльной.

   

Оцените образцы накладных проступей здесь, а тут фотографии лестниц готовых объектов.